Часть 1
В статьях Михаила Кучеренко очень часто упоминается мое имя и то, что
на выставках наша компания часто заводит группу Pink Floyd. Эти статьи
довольно интересны, я ничего не имею против.
Я не знаю, критика ли это или нет, всегда приятно, что нашу компанию
отмечают. Но отмечая это, он не знает нашу историю…
А история такова: в 1978 я пришел из армии, продолжал учиться и попал
на «Самотёку». Я жил в Останкино, и на Самотеку мне надо было ехать на
24-ом автобусе. Однажды, выйдя за одну остановку у Театра Советской
Армии, я пошел пешком к Самотечной площади. Там есть такой сквер,
огражденный чугунным забором. Вдруг я увидел огромную ревущую
толпу, бегущую на меня, прыгающую через этот огромный забор, это и
была Самотека, милиция гоняла на «уазике» по центру сквера и все
разбегались в разные стороны. Там я познакомился с людьми, которые
обмениваются пластинками по субботам. Первая пластинка, которая
оказалась у меня, это была пластинка «Kiss». Я купил её напополам с
приятелем за 55 рублей.
Когда я пришел с ней домой, мой папа сказал, что нас посадят в тюрьму.
Тогда я не понял, что он имеет ввиду, а мама отозвалась положительно.
После у меня еще была масса пластинок.
Помню, как покупал диск «Стена», он был двойной, мы все ждали его
релиза, это был праздник. Я купил его за 75 рублей у братьев Мариков, на тот момент они были королями «Самотеки», кто был там, тот помнит их,
двух крупных парней лет двадцати пяти. Я его переписал и заработал на
этом, продав его на следующей неделе за 85 рублей, хотя он был немного
поцарапан. Каждый раз нас гоняли, все эти «пинкфлойды» и
«ледзепелины» нам доставались так тяжело, что я их до сих пор люблю и
могу слушать бесконечно. А почему Pink Floyd? Потому что моему
товарищу в армии прислали магнитофон «Романтик» с записью диска
«Meddle», и когда мы мыли пол в казарме, мы слушали эту запись, и я
запомнил это на всю жизнь. Со Львом Ильичом Торбочкиным я также
познакомился на Самотеке, у него был диск Van Der Graaf Generator,
стоил он 70 или 75 рублей, я хотел купить его. Мы долго торговались, но
Лева сo своей компанией не уступали, потом я все-таки купил его, зная,
что не продам его за эти деньги. Но я был очень доволен музыкой этой
группы и на этой основе мы и подружились с Левой, чему я очень рад. То
время было временем экспериментов и открытий. Я помню, был такой
момент, я купил «Genesis» «…And Then There Were Three…» 78 года, я ехал
в автобусе и мурашки бежали по телу, так хотел скорее приехать и
послушать.
Хочу сказать, что полюбил рок-музыку не просто так. Еще в пятнадцать я
услышал группу Slade. В парке Останкино на веранде на танцах играла
группа с телецентра.
Через рок я пришел к классике к джазу, и если молодые люди в
нынешнем мире придут от Pink Floyd к джазу и классике, будет очень
хорошо, ведь я сам такой путь проделал.
Самотеку разогнали, вся эта так называемая толкучка переместилась в
ГУМ, там я встретил Игоря Быбина, у него была пластинка King Crimson,
музыка этой группы интересовала и меня. Я помню, как мы приезжали к
нему в общежитие. Он мастер спорта по самбо, посередине комнаты
сушилось кимоно, в углу стоял проигрыватель, мы слушали разную
музыку. Сочетание кимоно, общежития и рок-музыки — это было что-то
потрясающее, при том, что в повседневной жизни ничего подобного не
было.
Часть 2, Горбушка
После самотеки и ГУМа мы помотались по Москве. Был какой-то клуб в Измайлово,
музыкальный магазин на Садовом (сейчас он называется Yamaha), «Левый берег» в Химках, где меня сфотографировал мужчина в штатском. Потом мы переехали в Малино. Там был интересный случай. Как-то раз я ехал на электричке позже обычного до Малино. Ехать было минут сорок. Подъезжая к станции, увидел несущуюся толпу людей по лесу. Было ощущение, что их кто-то сильно напугал. Я понял, что всех разогнали, пересел на другую электричку и поехал домой. После, при встрече с Игорем Быбиным, он рассказал, что никогда не бегал так быстро. На тот момент он учился в институте физкультуры и, наверное, мог бы поступить на факультет легкой атлетики. А дело в том, что милиция пришла разгонять толпу с собаками. В какой-то момент в нашей компании появился Саша Тихов. Он больше знал Леву и Игоря. Он сказал, что скоро наши мучения закончатся: открывается клуб имени Горбунова на Багратионовской. Но, чтобы попасть туда, нужно
иметь пропуск с фото. Мы сдали фото и стали счастливыми обладателями пропусков. Пропуск Игоря сохранился до сих пор. В очередную субботу я попал на «Горбушку». Это название родилось само собой. Оно было куда более приемлемое, чем «клуб имени Горбунова». По началу там было не очень интересно. В вестибюле клуба располагались люди — кто сидел, кто ходил, некоторые имели собственные столики и на них лежали пластинки. Но большинство людей были ушлые, они хотели либо продать с выгодой,
либо выгодно поменять. От этого получился небольшой застой. Однако руководство быстро догадалось отменить пропуска, и стало как раньше на
самотеке, только никого не гоняли. К тому моменту мои интересы в музыке немного изменились. В моду вошли новые стили: появилась «новая волна», итальянцы, диско… Моей музыки осталось немного — Queen да Genesis, появился еще тяжелый металл, но я
его не понял. Интересы окружающих меня людей сместились в джаз и джаз-
рок на ECM, Black Saint, FMP и Impulse, на котором писался Колтрейн. Мы
очень радовались каждой пластинке — Гарбарека на ECM, Мюррея на DIW и,
естественно, Колтрейна.
Кстати, насчёт Колтрейна и звука. На «Горбушке» я познакомился с Костей —
колоритными парнем по кличке Жаба. Он был знаменит тем, что у него дома
было много первоизданий Колтрейна, он этим очень гордился и никому их
не продавал. Это и сейчас большая ценность. Как-то раз я попал к нему
домой, хотел купить диск Питера Гэбриэла. Эта музыка была не его, он легко
с ней расстался, а для меня это была настоящая ценность. Костя,
длинноволосый бородатый полный мужчина в шортах, продемонстрировал
мне Гэбриэла. Я удивился его аппаратуре — у него был огромный ящик типа
Ригонды, в котором было все — и проигрыватель, и усилитель, и динамики. У
меня на тот момент уже были отдельные компоненты — вертушка, усилитель
и колонки. Я подумал «Как он отстал!». Тут пришла его жена и принесла
какую-то еду. Костя отрезал большой ломоть колбасы, отломил хлеб, тоже не
маленький, и стал это есть. Он и мне предлагал, но я вежливо отказался. Я
тогда играл в футбол и не мог позволить себе такой бутерброд. Костя
спросил: «Хочешь, поставлю Колтрейна?» Я сказал: «С удовольствием». И тут
произошло нечто. Я услышал не звук, а настоящую Музыку. Я не знаю, как я
это понял, произошло что-то внутри меня. Костя ел бутерброд и слегка
пританцовывал в такт Колтрейну, насколько это возможно. Тогда я понял, как
велик этот музыкант и как хороша аппаратура, которая дала мне это понять.
Выйдя на улицу, я шел к метро и думал о том, что я сейчас слышал. Но потом
понял, что меня интересует звук с большим разрешением.
Еще на «Горбушке» был один интересный для меня парень, Леха по кличке
Плюха. Он приезжал из Питера, и у него была интересная музыка. По слухам
он дружил с Курехиным. У него я приобрел Неда Ротенберга и Джона Зорна,
на тот момент это была большая редкость. Через это я окунулся в
современный авангард.
А в это время уже наступала эра видео. Сначала я купил видеомагнитофон
«Электроника» с загрузкой сверху. Потом напрягся и купил в «Березке» через
друга Panasonic 25 за 6000 рублей. Кино меня увлекло также, как и диски. У
меня появилась уникальная возможность увидеть западные фильмы великих
режиссеров Бертолуччи, Антониони, Гадара, Копполы, все современные
боевики, комедии, видеть, как играют Дастин Хофман и Джек Николсон. Я и
сейчас очень люблю «Подземку» Люка Бессона, «На последнем дыхании»
Гадара и «Бассейн» с Аленом Делоном. Тем временем на «Горбушке» тоже
появились кассеты с видеозаписью. Я познакомился с людьми, которые их
продавали. Это было не сложно, так как они все занимались и пластинками.
Основная информация исходила от молодого человека по имени Тигран. Он
приезжал на «Горбушку» на синей пятерке «Жигули», открывал багажник и
там была коробка примерно с десятью кассетами новых фильмов.
Называлось это «нулёвки». Они были дорогие, с них писали первые копии,
которые были уже дешевле. Я быстро понял выгоду и купил второй
Панасоник 25, но он уже стоил 11 тысяч, а с покупки первого прошло всего
три месяца. Так я стал «писателем» или видеопиратом. Я познакомился с
Тиграном. На «Горбушке» он был очень уважаемый человек. Я бывал у него
дома и видел, как он серьезно к этому относится. Звук у него хранился на
отдельных бобинах. У него были замечательные переводчики — Михалёв и
Гаврилов. И сейчас, смотря фильмы с их переводом, я отдыхаю и получаю
удовольствие. Видеорынок был все время на улице около «Горбушки» перед
входом. Мы уже работали с Игорем Быбиным. У нас было много
магнитофонов, появились машины, был свой переводчик. Я купил
магнитофон для наложения звука, мы пытались делать что-то свое, но по
сравнению с Тиграном это было смешно. Видеорынок организовался, у
каждого было свое место. Мы стояли левее входа, рядом стоял Олег с
братом (кто бывал, тот знает). У них дело шло лучше, но мы тоже не
жаловались. А тем временем внутри, где менялись и продавались пластинки,
происходили изменения. В какой-то момент там появился молодой человек,
похожий на иностранца, как мне казалось, хотя он был русский. Он носил
компакт-диски и говорил мне, что даже вся Польша слушает компакты. Все
подходили к нему, смотрели, и ничего не происходило, потому что менять и
покупать не было смысла — не на чем слушать. Но все произошло
моментально: примерно через три месяца на «Горбушке» были одни
компакты, а пластинки в уголках практически исчезли. Я тоже поддался
этому заболеванию — купил проигрыватель компакт-дисков и продал свою
отличную вертушку Epos, о чем жалею до сих пор. Вот бы её сравнить с теми
вертушками, которые у нас сейчас! Когда мы занимались видео, около
нашей машины тусовались друзья. Один из них был Кирилл. К Кириллу
подходил Леха по кличке Пучок и они очень долго говорили о динамиках,
головках, Леха говорил, что он строил какую-то систему. Я краем уха слушал, но ничего не понимал. У Кирилла я бывал дома еще во времена «Самотеки».
У него всегда была очень крутая аппаратура и, кстати, именно он открыл для
меня Фрэнка Заппу. Позднее Кирилл организовал одну из первых студий
звукозаписи, записывал на компакты наших звезд эстрады. К сожалению,
судьба его сложилась трагически.
Итак, я стал собирать компакты, но такого удовольствия от музыки, как
раньше, я уже не получал ни от своих любимых Led Zeppelin, ни от Pink Floyd.
Я даже грешным делом начал думать, мол, как я заблуждался в молодости. В
это время на горбушке появился Алексей К. Он побывал в Америке, пожил в
Англии — на тот момент это впечатляло. Я его помнил по «Самотеке», а он
помнил из нас только Игоря. Алексей был крутой: у него всегда были новые и
очень дорогие пластинки. Он продал нам несколько интересных компактов и
сказал, что на западе жить тяжело — работать надо, а здесь продал два
компакта и месяц можешь жить.
Кличка на видеорынке у меня была «Баскетбол», хотя к баскетболу я
никакого отношения не имею, я всю жизнь играл в футбол. Однажды наш
друг по «Горбушке» Игорь Антонов пригласил меня играть за команду
ВНИИГАЗ. Мы играли против команды города Видное, а там играл на краю
крепкий паренек. Это был Рустам, позднее ставший основателем фирмы
Metex. С ним мы встречались и раньше, обмениваясь пластинками. От него я
услышал про группу A-ha, мне она тоже нравилась, правда не столько их
музыка, сколько стиль одежды.
К тому времени горбушка разрослась, видео заняло всю площадь и
прилегающие аллеи. «Писателей» стала тьма. Что только не писали, даже
индийские фильмы. У каждой уважающей себя компании появились крутые
ребята, они следили, чтобы фильмы не выходили раньше времени. Однажды
мы все-таки списали фильм, который был под запретом. Кстати, его нам
достал Лева. На нас наехали серьезные люди, хотели забрать машину. Леву
мы не сдали, а вопрос решили. К тому времени заниматься видео стало
неинтересно — все достойное внимания мы пересмотрели, а нового было не
так много. Кроме того, магнитофоны подешевели, и не писал только
ленивый.
Был конец 1994, с горбушки мы ушли. В следующей статье мы расскажем о
создании «Техно-М» и нашей философии.
Часть 3, Кто на нас нападет, мы из России
P. S. Недавно к нам в офис приезжал наш знакомый из Питера, Саша. Он привез новый гаджет, очень дорогой, стоимостью больше 100 тысяч рублей, в нем записано много музыки высокого разрешения. В наушниках это звучит хорошо, приятно, рассыпчато. Мы решили это сравнить с винилом, включили через CD-проигрыватель ЕАR/Yoshino (у него есть такая функция). Винил победил с большим отрывом. Для нас это важно.